(044) 353-5363 Заказать

Юзабилити сайта

Если вы читаете это — примите наши поздравления, ведь вы явно заинтересованы в создании удобного и прибыльного сайта. Это значит, что вы умнее, чем среднестатистический владелец веб-ресурса, т.к. большинство организаций все еще не практикуют создание «сайта, ориентированного на пользователя». Их абсолютно не интересует юзабилити сайтов и, как результат, увеличение прибыли. Наша цель — предоставить вам полезную информацию о юзабилити, будь-то семанар, консультация или полноценное сотрудничество. Убедитесь сами, как пользователи могут сердиться, недоумевать или расстраиваться из-за непродуманных и неудобных веб- ресурсов. У этой девушки возникли трудности с навигацией по сайту.   Потратить 48 секунд на поиcки пылесоса за $50? Легко.   Когда поиск по сайту настроен некорректно, выпадают дивные вещи.  

Что — Определение юзабилити

Юзабилити — это качественный показатель. Он говорит, легко ли использовать ту или иную систему. Оценка юзабилити проводится по 5-и качественным компонентам:

  • Обучаемость: легко ли посетителю решать его задачи, когда он оказался на сайте впервые?
  • Эффективность: сколько должно пройти времени после знакомства с сайтом, чтобы пользователь быстро и непринужденно решал свои задачи?
  • Запоминаемость: как быстро посетитель сайта вспомнит ваш сайт и его управление, если он долгое время не посещал его?
  • Ошибки: Пользователи делают ошибки на вашем сайте? Как часто? Они серьезные? Можно их избегать?
  • Удовлетворение: посетители улыбаются, посетив ваш сайт? Он доставляет им довольствие? Будут ли рекомендовать его своим друзьям?

  Сколько показателей качества сайта вы знаете? Их десятки, а особо скрупулезный специалист точно подберет и сотню параметров юзабилити, которым должен отвечать продающий сайт. Но ключевой фактор — это полезность, или «функциональность дизайна»: может ли гость легко и непринужденно сделать то, что ему нужно? Оценка юзабилити сайта покажет, полезен ли ваш сайт: если «юзер» может сделать действие легко и быстро, но это не принесет ему пользы — грош цена такому сайту. Также плохо, если посетитель гипотетически может сделать необходимые действия, но не знает как, потому что сайт слишком сложный. Функционал сайта = есть ли у сайта функции, которые нужны посетителю. Полезность сайта = может ли пользователь выполнить свои задачи на сайте. Юзабилити сайта = функционал + полезность.  

Почему юзабилити важно?

Хотите поднять ваш проект на недосягаемые для конкурентов высоты? Без грамотно спроектированного сайта вам не обойтись. На нем должны быть изложены ваша миссия, философия, цели. Нужно сделать его индивидуальным, словно он есть продолжение вашего бизнеса, а не просто безликая визитка. Кроме этого, он должен быть понятным и простым. Но и этого недостаточно, чтобы люди оставили вам свои деньги. Немного адаптируем пирамиду Маслоу и получаем схематическое описание сайта, которому можно ставить твердую 5!   Юзабилити (пирамида Маслоу)   Если сайт неудобный, и на нем нельзя решить задачу — посетитель уйдет. Если главная страница не отображает, что именно компания предлагает и что пользователи могут делать на сайте — посетитель уйдет. Пользователь заблудился на сайте? Он уйдет. Если информацию трудно читать или сайт не дает ответы на основные вопросы посетителя, он уйдет. Заметили закономерность? Человек не читает руководство сайта и не будет тратить свое ценное время, пытаясь разобраться в плохом юзабилити, которому вы не уделили время. Какая реакция будет у человека, столкнувшимся с трудностями на сайте? Правильно, он уйдет — это первая и основная линия обороны. Уйдет на сайт, где о доступности и эргономике уже позаботились. «Если посетитель не может найти товар, он не может купить его». Ведущие мировые специалисты призывают выделять 10% от маркетингового бюджета на юзабилити. В среднем, результативность сайта превысит ваши ожидание вдвое.  

Как улучшить юзабилити?

В океане возможностей улучшения юзабилити мы выделяем самый ключевой «спасательный круг» — тестирование на потребителе. Выделяют 3 компонента:

  1. Привлечь специалистов, чтобы провести юзабилити аудит сайта.
  2. Попросить пользователя выполнить ряд заданий на сайте.
  3. Изучать и фиксировать, что делают пользователи: что у них получаются, а что вызывает приступы необоснованной агрессии и непечатных слов. Молчи и наблюдай.

Важно, чтобы пользователи делали все поодиночке — коллективный разум тут не поможет. И пусть они решают все без вашей помощи. Если вы начнете подсказывать, задавать направляющие вопросы или указывать пальцем на нужную часть экрана, чистота эксперимента будет нарушена. Чтобы вычленить самые проблемные моменты вашего сайта, тестирование 5-и пользователей вполне достаточно (а 10 будет совсем замечательно). Вместо того, чтобы запустить большое и дорогое юзабилити тестирование, определите для себя ряд задач, которые должен решать сайт для пользователя. Затем протестируйте, действительно ли пользователь получает решение на вашем сайте. Пользовательское тестирование отличается от фокус-групп, которые немного хуже решают задачи юзабилити. Фокус-группы имеют место в исследовании рынка, но для оценки взаимодействия человека с сайтом необходимо внимательно наблюдать отдельных пользователей. Слушать, что говорят пользователи — неверно. Говорят одно, а делают совсем другое. Проверено и доказано: вы должны смотреть, что они делают, не полагаясь только на их рассуждения вслух.  

Когда работать над юзабилити?

Юзабилити играет роль в каждом этапе создания сайта. Мы рекомендуем постоянно обращаться к методам и инструментам юзабилити в процессе работы с ресурсом. Вот основные шаги:

  1. Перед началом создания нового сайта проанализируйте старый. Вычлените хорошие детали, которые можно оставить или улучшить, и плохие части, которые дают доставляют посетителям неприятности.
  2. Проверьте сайты ваших конкурентов, чтобы дешево и быстро получить данные по альтернативным решениям: какие фишки они используют, чем лучше/хуже вас, и как смотрится их сайт в целом.
  3. Проведите анализ целевой аудитории, чтобы увидеть, как пользователи ведут себя в их естественной среде обитания. Как часто будут использовать ваш сайт? Выходят в сеть только из дома? Или с рабочего места? А может с телефона?
  4. Возьмите бумажные наклейки «stick it note». Представьте, что каждый листик — отдельная страница сайта. Сделайте одну или несколько версий сайта, только схематически. Вычлените самое удачное решение. В последствии это поможет избежать переделок на уже готовом сайте, и вам не нужно будет прибегать к помощи юзабилити специалиста, а значит вы экономите деньги уже на первых этапах проекта. Это хорошая закономерность.
  5. Сначала делайте грубые наброски, не детализируя. Затем постепенно увеличивайте детализацию, что приведет вас к созданию прототипу сайта (системе взаимосвязанных элементов). Увеличивая количество листков, добавляйте новые идеи. Проверьте получившийся прототип.
  6. Сравните получившуюся систему с основными правилами юзабилити. А также изучите, соответствует ли она вашим собственным идеям, которые были у вас в начале проекта.
  7. Если вас все устраивает и вы готовы переходить к следующим этапам, проверьте всё еще раз. Тонкие проблемы юзабилити всегда возникают в ходе реализации проекта.

Не нужно тянуть с тестированием сайта на пользователях до полной готовности ресурса. Будет очень обидно и затратно делать аудит юзабилити уже в готовом продукте. Многие недочеты вы найдете в процессе работы над сайтом, если постоянно будете обсуждать сайт с пользователями, коллегами, ставить под сомнения ваши решения и искать проблемы по ходу работы. Единственный способ сделать высококачественный, удобный, полезный сайт — начать юзабилити тестирование на ранних стадиях процесса продолжать это делать после каждого этапа создания сайта.  

Где тестировать юзабилити?

Если вы делаете хотя бы одно исследование в неделю — вам нужно создавать специальную юзабилити лабораторию. Но в большинстве случаев вы можете заниматься этим в переговорке, в конференц-зале, да в любом помещении — главное чтобы была дверь, которую можно закрыть и не отвлекаться. Если же вы хотите доверить этот важный этап работ профессионалам — звоните нам — наш номер вверху экрана. Либо нажмите кнопку «Заказать Юзабилити», и мы откроем вам замечательный мир эмоционального дизайна, высоких конверсий и удобных сайтов.

Реализованные проекты

И на закуску: 16 советов по улучшению юзабилити Вашего сайта:

Используйте макет с одной колонкой вместо многоколоночного
Сделайте подарок, не завершайте продажу сразу
Объединяйте схожие функции и не дробите интерфейс
Используйте социальные доказательства
Повторяйте ваш призыв к действию
Усильте различия в стиле элементов
Рекомендации вместо показа равнозначных вариантов
Отмена действия вместо запросов на подтверждения
Объясните для кого предназначен продукт
Говорите прямо вместо предположений
Больше контраста вместо однородности
Покажите место происхождения продукта
Сокращайте количество полей
Раскройте все опции сразу
Предлагайте последовательность вместо длинных страниц
Сохраняйте фокус, не злоупотребляйте ссылками
Закажите услугу Юзабилити прямо сейчас!
Вам понравится