Если вы читаете это — примите наши поздравления, ведь вы явно заинтересованы в создании удобного и прибыльного сайта. Это значит, что вы умнее, чем среднестатистический владелец веб-ресурса, т.к. большинство организаций все еще не практикуют создание «сайта, ориентированного на пользователя». Их абсолютно не интересует юзабилити сайтов и, как результат, увеличение прибыли. Наша цель — предоставить вам полезную информацию о юзабилити, будь-то семанар, консультация или полноценное сотрудничество. Убедитесь сами, как пользователи могут сердиться, недоумевать или расстраиваться из-за непродуманных и неудобных веб- ресурсов. У этой девушки возникли трудности с навигацией по сайту. Потратить 48 секунд на поиcки пылесоса за $50? Легко. Когда поиск по сайту настроен некорректно, выпадают дивные вещи.
Юзабилити — это качественный показатель. Он говорит, легко ли использовать ту или иную систему. Оценка юзабилити проводится по 5-и качественным компонентам:
Сколько показателей качества сайта вы знаете? Их десятки, а особо скрупулезный специалист точно подберет и сотню параметров юзабилити, которым должен отвечать продающий сайт. Но ключевой фактор — это полезность, или «функциональность дизайна»: может ли гость легко и непринужденно сделать то, что ему нужно? Оценка юзабилити сайта покажет, полезен ли ваш сайт: если «юзер» может сделать действие легко и быстро, но это не принесет ему пользы — грош цена такому сайту. Также плохо, если посетитель гипотетически может сделать необходимые действия, но не знает как, потому что сайт слишком сложный. Функционал сайта = есть ли у сайта функции, которые нужны посетителю. Полезность сайта = может ли пользователь выполнить свои задачи на сайте. Юзабилити сайта = функционал + полезность.
Хотите поднять ваш проект на недосягаемые для конкурентов высоты? Без грамотно спроектированного сайта вам не обойтись. На нем должны быть изложены ваша миссия, философия, цели. Нужно сделать его индивидуальным, словно он есть продолжение вашего бизнеса, а не просто безликая визитка. Кроме этого, он должен быть понятным и простым. Но и этого недостаточно, чтобы люди оставили вам свои деньги. Немного адаптируем пирамиду Маслоу и получаем схематическое описание сайта, которому можно ставить твердую 5! Если сайт неудобный, и на нем нельзя решить задачу — посетитель уйдет. Если главная страница не отображает, что именно компания предлагает и что пользователи могут делать на сайте — посетитель уйдет. Пользователь заблудился на сайте? Он уйдет. Если информацию трудно читать или сайт не дает ответы на основные вопросы посетителя, он уйдет. Заметили закономерность? Человек не читает руководство сайта и не будет тратить свое ценное время, пытаясь разобраться в плохом юзабилити, которому вы не уделили время. Какая реакция будет у человека, столкнувшимся с трудностями на сайте? Правильно, он уйдет — это первая и основная линия обороны. Уйдет на сайт, где о доступности и эргономике уже позаботились. «Если посетитель не может найти товар, он не может купить его». Ведущие мировые специалисты призывают выделять 10% от маркетингового бюджета на юзабилити. В среднем, результативность сайта превысит ваши ожидание вдвое.
В океане возможностей улучшения юзабилити мы выделяем самый ключевой «спасательный круг» — тестирование на потребителе. Выделяют 3 компонента:
Важно, чтобы пользователи делали все поодиночке — коллективный разум тут не поможет. И пусть они решают все без вашей помощи. Если вы начнете подсказывать, задавать направляющие вопросы или указывать пальцем на нужную часть экрана, чистота эксперимента будет нарушена. Чтобы вычленить самые проблемные моменты вашего сайта, тестирование 5-и пользователей вполне достаточно (а 10 будет совсем замечательно). Вместо того, чтобы запустить большое и дорогое юзабилити тестирование, определите для себя ряд задач, которые должен решать сайт для пользователя. Затем протестируйте, действительно ли пользователь получает решение на вашем сайте. Пользовательское тестирование отличается от фокус-групп, которые немного хуже решают задачи юзабилити. Фокус-группы имеют место в исследовании рынка, но для оценки взаимодействия человека с сайтом необходимо внимательно наблюдать отдельных пользователей. Слушать, что говорят пользователи — неверно. Говорят одно, а делают совсем другое. Проверено и доказано: вы должны смотреть, что они делают, не полагаясь только на их рассуждения вслух.
Юзабилити играет роль в каждом этапе создания сайта. Мы рекомендуем постоянно обращаться к методам и инструментам юзабилити в процессе работы с ресурсом. Вот основные шаги:
Не нужно тянуть с тестированием сайта на пользователях до полной готовности ресурса. Будет очень обидно и затратно делать аудит юзабилити уже в готовом продукте. Многие недочеты вы найдете в процессе работы над сайтом, если постоянно будете обсуждать сайт с пользователями, коллегами, ставить под сомнения ваши решения и искать проблемы по ходу работы. Единственный способ сделать высококачественный, удобный, полезный сайт — начать юзабилити тестирование на ранних стадиях процесса продолжать это делать после каждого этапа создания сайта.
Если вы делаете хотя бы одно исследование в неделю — вам нужно создавать специальную юзабилити лабораторию. Но в большинстве случаев вы можете заниматься этим в переговорке, в конференц-зале, да в любом помещении — главное чтобы была дверь, которую можно закрыть и не отвлекаться. Если же вы хотите доверить этот важный этап работ профессионалам — звоните нам — наш номер вверху экрана. Либо нажмите кнопку «Заказать Юзабилити», и мы откроем вам замечательный мир эмоционального дизайна, высоких конверсий и удобных сайтов.